Контроль топлива — ключевой вопрос в мониторинге различных транспортных средств. И чем «прожорливее» ТС — тем технически сложнее организовать контроль.
В начале разберемся в контроле топлива, какие существуют способы и методы, какие преимущества у каждого.
- Самый популярный на сейчас способ контроля топлива — установка датчика уровня топлива (ДУТ). ДУТ-ы позволяют контролировать заправки/сливы и расход топлива, который рассчитывается математическим способом системой мониторинга, на основании данных от трекера (координаты/перемещение ТС и уровень топлива в каждой точке). К недостаткам можно отнести то, что погрешность в реальных условиях значительно выше от заявленной производителем. Производители ДУТ-ов заявляют погрешность до 1% от длинны ДУТ (по факту это объем топливного бака), на практике чем больше бак, сложнее его геометрическая форма и сильнее колебания топлива в процессе эксплуатации, тем больше фактическая погрешность. Вполне реально добиться для фур ~2-3% погрешности. Для с/х и спец техники — 4-5%. Бывают случаи когда ДУТ невозможно установить, например, нет доступа к баку, бак пластиковый, бак очень плоский и погрешность может достигать 30-40%, конструкция бака не позволяет сделать врезку и установить внутрь измерительную трубку (перегородки в баке и прочее). Тем не менее, в большинстве случаев ДУТ можно установить и добиться от него приемлемых показаний по точности заправок/сливов и расходу.
- Расходомеры. Менее популярный метод контроля топлива. Основное достоинство — погрешность измерений порядка 1% (при правильном монтаже и подборе дополнительного оборудования). К недостаткам можно отнести высокую стоимость самих расходомеров и дополнительного оборудования, необходимость врезки в топливную систему, показывает расход, но не показывает заправки и сливы. Требует установки фильтров, которые со временем забиваются, в результате чего для нормальной работы расходомеров требуется его обслуживание. Расходомеры требуют дополнительной «обвязки» (пеногасители, фильтры, фитинги, переходники, радиаторы, бачки и прочее — что по цене иногда сопоставимо со стоимостью расходомера). Замыкает перечень «недостатков» сложность в установке, из чего следует относительно высокая стоимость за монтажные работы.
- Мониторинг топлива через CAN шину. Эту темы мы недавно рассматривали подробно в нашей статье. Поэтому останавливаться на ней не будем. В Украине эксплуатируется еще очень много техники без CAN шины, поэтому первые два способа контроля топлива еще долго будут актуальны.
В статье поговорим о расходомерах.
Еще недавно единственный способ передачи данных от расходомерах на трекер была передача импульсов. Трекер их считал и передавал в систему мониторинга. В системе мониторинга суммируются импульсы, умножаются на коэффициент и в конечном итоге получаем объем израсходованного топлива в литрах. К недостаткам данного способа можно отнести:
- крайне малая информативность о топливе (только расход топлива)
- если по какой-то причине импульсы от расходомера на трекер не приходят (оборвался провод), трекер не считает ипульсы («обнулилась» конфигурация после обновления прошивки и прочее) данные о расходе теряются.
- передача данных от расходомера к трекеру не защищена от помех — наводки от аппаратуры ТС могут генерировать «паразитные» импульсы.
Не так давно на рынке появились расходомеры с цифровыми интерфейсами передачи данных: RS485 и CAN.
Главная проблема расходомеров с RS485 в том, что их протокол должен быть поддержан со стороны производителя трекеров. Мало кто из производителей трекеров оперативно добавляет новые протоколы для нишевых продуктов. С интерфейсом CAN в данном случае проще. Если трекер имеет поддержку интерфейса CAN (FSM/j1939), то он сможет принимать данные от расходомера с CAN интерфейсов (необходимо только настроить обработку нужных параметров). Таким образом упрощается поддержка новых расходомеров трекерами, которые уже были выпущены и установлены на ТС ранее (лет 5-6 назад а то и более).
Преимущества CAN расходомеров будем рассматривать на примере оборудования от Мехатроника (РБ). Не так давно линейка импульсных расходомеров пополнилась оборудованием с интерфейсом RS485 и CAN. Уже во второй версии протокола производитель интегрировал возможность передачи следующих данных на трекер:
- накопительный расход топлива (то есть передается значением объема топлива, который прошел через расходомер)
- поток топлива (л/ч)
- время работы расходомера — можно использовать как моточасы для ТС
- температура топлива
- режимы работы (холостой/нормальный/перегрузка)
И много другого. Подробнее можно ознакомится в протоколе передачи данных от расходомера.
![]() |
![]() |
![]() |
ВАЖНО! В CAN расходомерах остался доступен импульсный выход, что позволяет CAN расходомеры, при необходимости, подключать на трекера только с импульсным входом (счетчик импульсов).
Настройка
Расходомеры настраиваются через стандартный для Мехатроники программатор Eurosens Destination 02. Кроме настроек в программаторе можно видеть показания по топливу. Пример отображения данных для расходомеров Delta CAN 500 (двухкамерный) и Direct CAN 100 на изображениях ниже.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Монтаж оборудования
Один из ключевых моментов — правильный монтаж расходомеров и сопутствующего оборудования. Примеры наших монтажей на фото ниже.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Трекера
Вот на такие «динозавры» приходится подключать расходомеры. Где нет поддержки CAN интерфейса производится замена трекера или же подключается на импульсный вход.
![]() |
![]() |
![]() |
Отчеты
В конечном итоге, результат работы любой системы мониторинга — это отчеты. Ниже представлены скрины с системы мониторинга Wialon Local по ТС оборудованным CAN расходомерами и датчиками уровня топлива (устанавливались ранее).
Анализ
Теперь детально разберемся в полученных данных.
- Почему так много? Внимательные читатели конечно же обратили внимание на показания расхода на 100 км для тракторов. Показания в 140-220-650 л/100км это же очень много! — скажут те, кто не имел дела с с/х техникой. Основной тип операций, которую выполняли трактора в отчетный период — вспашка. Треки выглядят вот так:
![]() |
![]() |
![]() |
2. Почему такие расхождения для ДУТ и расходомера в «Среднем расходе в поездках», если практически совпадают показания по общим затратам? Для ответа на этот вопрос достаточно посмотреть графики уровня топлива.
![]() |
![]() |
ТС: John Deere 9430 Объем бака: 1255 л Примечание: Один бак, 2-а ДУТ-а (значения суммируются и делятся пополам) |
ТС: Камаз 55102 Объем бака: 312 л Примечание: Один бак, один ДУТ |
По графикам можно сделать следующие промежуточные выводы:
- чем больше бак, тем сильнее «болтается» топливо, что приводит к колебаниям значений по уровню топлива. Дополнительную «болтанку» добавляет езда по пересеченной местности (для тракторов)
- установка двух ДУТ-ов в бак хорошо сглаживает «болтанку»
- уровень топлива имеет некоторую инертность в показаниях. После остановки еще некоторое время показания ДУТ плавно стабилизируются, но для системы мониторинга «Поездка» уже окончена, поэтому эти показания «не входят» в «Средний расход в поездках», в результате чего мы и имеем значительные расхождения в показаниях для ДУТ и расходомера.
- Чем больше бак, тем сильнее погрешность в абсолютных значениях (литрах). Для бака JD 9430 на 1255л — 2-3% погрешности/колебаний (что есть ОЧЕНЬ хорошо для больших геометрически не правильных баков) «выливается» в 25-37 литров, что в деньгах на сегодня (примем стоимость 1л дизеля за 30 грн) выходит 750-1110 грн. И напомню, речь идет только о погрешности показаний.
Выводы
Теперь постараемся обобщить полученные выше результаты. Данные выводы не претендуют на абсолютную «экспертность». На систему контроля топлива может влиять большое количество факторов (самый «непредсказуемый» — человеческий, это как выполнение монтажа, настройка оборудования, системы мониторинга и прочее, а так же возможное не желание со стороны водителей, чтобы их контролировали). Таким образом, то же оборудование, установленное на аналогичной технике, подключенное в ту же систему мониторинга, в конечном итоге, может дать совершенно другой результат.
По анализу данных по вышеописанным ТС имеем:
- На грузовых ТС с небольшими баками, различия между показаниям расходомера и ДУТ практически не отличаются. Колебания топлива не сильно влияют на итоговые «абсолютные» значения.
- Топливо в баке имеет свойство колебаться. И чем больше бак и тяжелее условия эксплуатации ТС (поля, переезды по пересеченной местности) тем сильнее колебания и больше нужно времени для «устаканивания» топлива в баке. Таким образом, наиболее точные показания от ДУТ можно получить, используя показания через некоторого времени после остановки ТС или заправки топлива.
- Алгоритмы сглаживания в самих ДУТ и в системах мониторинга фундаментально не решат проблему с точностью показания ДУТ. Это позволит получить более «красивые» графики уровня топлива, но высокую точность показаний мы не получим (меньше 1% погрешности)
- Для контроля расхода топлива в различных режимах эксплуатации больше подходят расходомеры. Одна из ключевых задача системы мониторинга для агро предприятия — получить данные о затратах топлива на конкретные поля. Аграрии мыслят гектарами, а не километрами (с). Система мониторинга обычно высчитывает разницу в показаниях датчиков контроля топлива и получает факт затрат. Как мы видим из наших данных, если использовать ДУТ — эти показания будут сильно отличатся от фактических. Расходомеры не подвержены негативному влиянию колебания топлива в баке и считают затраты с заводской погрешностью до 1%.
Таки образом плавно подходим к финальным выводам.
- Для грузовых ТС с небольшими баками: для контроля расхода топлива и заправок/сливов можно использовать только ДУТ
- Для с/х ТС с объемными баками:
- для контроля заправок/сливов необходимо использовать ДУТ(ы)
- для контроля расхода топлива необходимо использовать расходомеры
- При работе с расходомерами наиболее правильно использовать цифровой интерфейс передачи данных (RS485 или CAN)
- При расчете расхода топлива наиболее правильно использовать накопительный счетчик (в Wialon-е он называется ДАРТ — датчик абсолютного расхода топлива)
Не можем не акцентировать внимание на следующих моментах:
- Системы контроля топлива с применением расходомеров требуют обслуживания — замена/чистка топливных фильтров
- Системы контроля топлива с применением расходомеров требуют периодического контроля целостности соединений топливной магистрали (использование пломб совсем не лишнее)
- При подборе оборудования для различных ТС — консультируйтесь со специалистами
- Качество монтажа оборудования — один из ключевых моментов в системах контроля топлива с применением расходомеров.
P.S. А как же вариант контроля уровня/расхода топлива в с/х технике с применением CAN шины там где она есть (понятное дело Т-150 и прочий «old school» мы не рассматриваем)? А это тема отдельного исследования, которым мы уже занялись. Следите за нашими анонсами.

Владимир Фитенко
Директор по техническому развитию
Компания Overseer