Продолжаем тему наемной техники. В этот раз нам необходимо было реализовать контроль спецтехники (строительная техника, погрузчики и прочее). Особенность техники в нашем случае:
- техника наемная, нет возможности врезок в бортовую сеть
- необходимо контролировать реальные моточасы (то есть сколько времени реально работал двигатель)
- единственный вариант подключения — штекер прикуривателя
Мы использовали:
- трекера BCE FMS500 One (с АКБ на 850 мАч)
- штекера под прикуриватель с уложенными проводами в гофру (handmade)
- настроенная система мониторинга Wialon (отчеты и уведомления об обестачивании трекера)
- пломбы для подключения штекеров (чтобы трекера «случайно» не обестачивались)
Особенность трекеров BCE — реализован «виртуальный датчик работы двигателя» (in7). Его алгоритм работы следующий:
- входное напряжение стабильное — трекер запитан от АКБ ТС, в систему мониторинга трекер передает in7=0
- входное напряжение пилообразное — трекер запитан от генератора ТС, работает двигатель, в систему мониторинга трекер передает in7=1
«Виртуальный датчик работы двигателя» работает в том числе при подключении через прикуриватель.
В кратчайшие сроки выполнили монтаж. Благо при монтаже трекера «под прикуриваетль» не требуется много времени, но надо придумать как пломбировать соединения трекера с прикуривателем.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Настройка оборудования под специфические задачи не требует много времени. Необходимо только привязать чтение моточасов с «виртуального датчика работы двигателя».
![]() |
![]() |
После установки оборудование, начинаем получать информацию по объектам в режиме реального времени
![]() |
![]() |
Проработав какое-то время, получаем подробные отчеты о моточасах и нарушениях в системе мониторинга Wialon.
![]() |
![]() |
![]() |
Послесловие или «сказ о моточасах».
Моточасы — единица, которая считает время работы двигателя. Если для легковых авто ТО привязывается к пробегу (хотя и это не сильно правильно, но так принято), то в малоподвижной технике ТО проводится с привязкой к моточасам.
Моточасы можно считать по разному. Можно линейно — сколько времени двигатель проработал, столько и считаем, можно считать не линейно, с привязкой к нагрузке на двигатель — двигатель работает без особой нагрузки — считаем линейно, двигатель работает под нагрузкой — считаем время с определенным коэффициентами, привязанным к нагрузке на двигатель.
Каждый производитель имеет свое виденья алгоритмом подсчетов моточасов. По схеме в данной статья можно посчитать линейные моточасы, но это и требовалось, так как к моточасам идет привязка оплаты за эксплуатацию техники. Для получения моточасов, которые считает сама техника (по алгоритмам производителя) — необходимо снимать данные с CAN шины. Но это уже тема отдельного внедрения и статьи.

Владимир Фитенко
Директор по техническому развитию
Компания Overseer