К нам часто обращаются Клиенты и Партнерами с вопросами по контролю топлива через CAN шину. Часто этот вопросы звучит как «мы/нам установили трекера, подключили на CAN шину, данные передаются, но в отчетах расходы далеки от реальности». Чтобы внести ясность в данный вопрос решили опубликовать статью, посвященную именно этому вопросу.

Начнем с теории. В CAN шине могут присутствовать (то есть не обязательно) данные, по которым можно определить расход топлива:

  • уровень топлива / датчик уровня топлива (ДУТ) — данные со штатного датчика уровня топлива
  • мгновенный расход топлива / датчик мгновенного расхода топлива (ДМРТ) — порционный расход топлива, то есть порции топлива, которые сжигаются двигателем
  • абсолютный расход / датчик абсолютного расхода топлива (ДАРТ) — накопительный расход топлива, который считается бортовым компьютером

Есть и другие данные, связанные с топливом, например, поток топлива (л/ч) — по данному параметру расход топлива не определишь, он интересен разве что для графиков.

Рассмотрим подробнее параметры, о которых сказали выше

ДУТ (Датчик уровня топлива)

Уровень топлива в CAN хоть и получен со штатного датчика уровня топлива, но имеет определенные сглаживания и обработки бортовым компьютером. Размерность параметра может быть:

  • литры — свойственно легковым авто
  • % — свойственно легковым авто, изредка встречается и в грузовых ТС
  • 0-255 — 255 — максимальное значение, равное полному баку, свойственно грузовым ТС и другой крупногабаритной технике

Данный параметр показывает уровень топлива в баке, по нему можно определить заправки/сливы, а так же математическим путем вычислить расход топлива, с чем Wialon прекрасно справляется.

К проблемам данного датчика (обычно поплавкового типа) можно отнести:

  • низкая точность показаний (значительно ниже чем у емкостных ДУТ)
  • наличие слепых зон
  • на старой технике часто не работают
  • обестачиваются после выключения зажигания

Пример графика «Уровень топлива» с заправкой до полного бака и слепой зоной в верхней точке.

Как видно по графику, изменения по датчику начинаются после того, как уровень топлива опускается ниже «слепой зоны».

ДМРТ (Датчик мгновенного расхода топлива)

Мгновенный расход, или еще называют порционный, работает следующим образом: в CAN шину периодически посылаются объем сожженного топлива. Задача трекера — просуммировать эти значения между отправляемыми посылками. Проблема трекеров, которые настраиваются по маскам — нет возможности указать что для данного параметра необходимо суммировать все промежуточные значения, из-за этого трекер будет слать последнее значение параметра. Пример для ручной настройки CAN параметров трекера Teltonika FMB640

Таким образом, для того, чтобы корректно обрабатывать данные по ДМРТ, трекер должен уметь суммировать все значения по данному параметру из CAN шины, либо другие обработки данных, в зависимости от типа датчика.

Следующий этап — получение корректных данных по расходу в системе мониторинга. ПО должно уметь просуммировать все данные от трекера (который ранее просуммировал данные между отправляемыми посылками данных), и вывести результат суммы за указанный период.

ДАРТ (Датчик абсолютного расхода топлива)

Абсолютный расход, или еще называют накопительный, параметр с CAN, который бортовой ПК ТС суммирует самостоятельно. Трекеру будет достаточно передавать значение, определенное во время формирования пакета данных. Задача системы мониторинга — выдать разница за период.

Наиболее простой параметр для обработки, но есть нюанс — встречается в с/х технике и редко на фурах.

 

Точность показаний данных с CAN шины

При обсуждении работы с CAN шиной, клиенты всегда спрашивают про точность показаний. Ответ один: не определенность. Очень много факторов влияет на точность. Часть факторов определяется производителем техники: алгоритмы обработки данных, точность штатных датчиков; часть состоянием техники после длительной эксплуатации: состояние двигателя и топливной системы, «загаженностью» поплавка ДУТ, фильтров, форсунок и прочего. Часто штатный ДУТ может оказаться совсем не рабочим, часто баки снимаются, переделываются, добавляются еще один, или один снимается — бортовой ПК про это не в курсе, и продолжает считать на основании изначально заложенных данных.

На новой технике данные скорее всего будут близки.

А на авто с длительной эксплуатацией есть неопределенность по точности, но с ней легко разобраться. Для этого после подключения к CAN шине необходимо провести контрольные замеры по определенным алгоритмам. Выглядят они следующим образом:

  • проверить заправочную станцию (мобильную или стационарную) мерником
  • заправить бак ТС «до полного», при этом уровень топлива должен быть виден визуально, чтобы в следующий раз заправить ровно столько же. На больших баках после «отстрела» пистолета еще можно заправить 20-30 литров, поэтому «отстрел» не показателен, заправляем «под горлышко». Техника и бак должны быть «уличной температуры»
  • вся топливная магистраль должна быть опломбирована
  • техника отправляется в рейс/на работы со значительным потреблением топлива 20-30% от бака / от 100-200 литров и выше
  • по возвращению даем технике и баку остыть до «уличной температуры», проверяем заправочную станцию, заправляем до того же уровня «под горлышко», записываем объем заправки, не забываем проверить целостность всех пломб

Объем заправки — в нашем случае самое точное значение расхода топлива, сверяем его с расходами по данным с CAN в системе мониторинга. Таким образом мы можем получить представление о погрешностях показаний данных с CAN для различной техники.

Для чего дожидаться остывания техники? Очень просто, на с/х технике часто встречаются пластиковые баки с тонкими стенками, которые могут деформироваться в процессе работы ТС. Деформация происходит из-за нагрева от двигателя и/или выхлопной системы. Чтобы нивелировать влияние деформации бака — дает технике и баку остыть.

После контрольных замеров можно:

  • внести поправочные коэффициенты в системе мониторинга для датчиков CAN шины
  • провести тарировку бака для штатного датчика (данные с датчика будут более точные, но «слепая зона» никуда не денется)
  • принято решение о невозможности использования данных с CAN шины (отдельные показания и все в целом) и доустановить дополнительные датчики контроля топлива: емкостные ДУТ и/или расходомеры

В любом случае, подключение к CAN шине выходит дешевле чем любой другой способ контроля топлива (ДУТ или расходомеры), а в случае с легковым транспортом чуть ли не единственный (остается один вариант по нормам, но он чисто математический и может существенно отличаться от действительности). Кроме контроля топлива подключение к CAN шине дает возможность контролировать и другие параметры:

  • обороты двигателя
  • температура двигателя
  • моточасы (реальные, посчитанные бортовым компьютером)
  • пробег по одометру

И многие другие.

Выводы.

На современно технике, если требуется что-то больше чем контроль передвижения, мы рекомендуем применять подключение к CAN шине. Какие-то параметры после длительной эксплуатации ТС могут иметь большие погрешности, но это легко определить контрольными замерами и по результатам замеров принять решение об применении дополнительных датчиков.

Владимир Фитенко
Директор по техническому развитию
Компания Overseer

Получить консультацию