Одна из интересных задач, с которой нам приходится сталкиваться — контроль топлива на крупной с/х технике. В данной статье мы рассмотрим разные нюансы и особенности, применимые к крупной с/х технике, на примере красавца John Deere 8345 RT.

Контролировать топливо на технике (как с/х, так и другой) можно следующими способами:

  • по нормам
  • установив дополнительные датчики уровня топлива (ДУТ)
  • через CAN шину
  • установив дополнительно расходомер (он же счетчик топлива)

Относительно крупной с/х техники данные способы имеют преимущества и недостатки.

1.Контроль по нормам.

Самый популярный и малозатратный способ, но наименее точный. Нормы для с/х техники тяжело рассчитать, так как в зависимости от агро операции, ее качества выполнения, состояния грунта и других факторов расход топлива будет сильно отличаться. Например, заглубив плуг меньше 1см от нормы, водитель может сэкономить 1л топлива на гектар. А как известно, сэкономленный 1л = заработанный 1 л.

2. Контроль с помощью ДУТ.

Популярный в телематике способ контроля топлива. Имеет много преимущества и неплохую точность, но ДУТ хорошо работают на геометрически правильных баках и если ТС постоянно двигается по ровным дорогам. В с/х технике чаще всего ДУТ имеют сложную геометрическую форму, возможно наличие нескольких баков, в которых топливо перетекает из одного в другой. Не всегда есть на баках ровные площадки для установки ДУТ. Часто баки находятся под кабинами, и, чтобы провести установки ДУТ, необходимо вырезать специальные лючки в днище кабины, или же снимать кабину или баки. Бывают случаи, что пространства между баком и кабиной не достаточно для установки головы ДУТ.

Так же, часто бывает, что площадка для установки ДУТ находится ниже уровня топлива, заливаемого в бак — есть риск подтекания топлива через отверстие, вырезанное для ДУТ. Самого подтекания может и происходить, но намочив посадочное место под ДУТ топливом, водитель может поднять скандал, из-за проблем с ДУТ и потребовать его демонтаж (и это не выдуманная история, а случай из нашей повседневной практики).

Еще одна проблема для ДУТ на с/х технике — пластиковые баки. В таких случаях баки бывают очень тонкие, что приводит к возможному «разрыву» бака, после сверления в нем отверстия, либо же изменение геометрии бака (в случае нагрева от двигателя или выхлопной системы), что приведет к некорректным показаниям ДУТ.

И много других ситуаций может произойти с ДУТ во время или после монтажа на крупной с/х технике с большими и «не правильными» баками. В нашем конкретном случае John Deere 8345 RT имеет три бака: два небольших по бокам кабины и один большой под кабиной, доступ к которому затруднителен.

3. Контроль топлива через CAN шину

В последнее время интеграторы все активнее начали работать с CAN шиной. И этому есть весомые объяснения. Через CAN шину можно получить большое количество данных, в том числе данные и по топливу (уровень топлива, мгновенный и/или абсолютный расход). Основная проблема данных в CAN по топливу — это точность показаний. Штатные датчики уровня топлива обычно имеют поплавковый тип, что дает высокую погрешность показаний, «мертвые зоны», и если баков несколько, датчики может быть не во всех. С мгновенным и абсолютным расходом топлива так же не все просто. Эти значения бортовой компьютер получает не со штатных расходомеров/счетчиков топлива (так как их попросту нет), а высчитывает математически по данным от других датчиков. Таким образом, мы имеем «приблизительные» данные по расходу, которые обычно корректны когда техника новая, со временем эти данные могут сильно отличаться от фактических.

Не смотря на нюансы с точностью показаний по топливу, через CAN шину можно получить другие очень важные параметры: моточасы, нагрузка на двигатель, обороты, температура двигателя и многие другие, которые очень полезно иметь при эксплуатации дорогостоящей техники.

4. Контроль с помощью расходомера

Самый не популярный способ контроля топлива у интеграторов, в связи со сложность установки оборудования и его дороговизны. Но данный способ имеет ряд преимуществ, и ключевой — точность показаний. При правильно подобранном оборудовании (расходомер: одно/двухкамерный, учтены максимальные и минимальные потоки топлива; правильный деаератор, который справляется с отделение воздуха; фильтры тонкой и грубой очистки), грамотном монтаже и последующем обслуживании фильтров — можно получить высокую точность показаний (до 1% погрешности) в любых условиях эксплуатации (высокие нагрузки и расходы, езда по пересеченной местности, «убитость» мотора с подсосом воздуха в топливной системе).

Недостатки при использовании расходомеров, конечно же, так же есть. К ним мы относим:

  • расходомеры не показывают уровень топлива, невозможно отследить заправки и сливы
  • расходомеры «врезаются» в топливную систему (необходимо это делать грамотно)
  • необходимо следить за фильтрами, если/когда они забьются, возможно прекращение подачи топлива в двигатель
  • высокая стоимость (самого расходомера, дополнительных деаераторов и другого оборудования, высокая стоимость монтажа), но с учетом высокого потребления топлива техникой эти затраты оправданы, и бывали случаи что отбивались за несколько дней на сэкономленном топливе (резко падал расход «по нормам» после установки расходомеров).

Учитывая все написанное выше, для конкретной модели ТС мы решили устанавливать расходомер Eurosens Delta CAN500 (двухкамерный расходомер от производителя Мехатроника).

Про точность расходомеров в сравнении с ДУТ мы уже писали, можно ознакомится по ссылке.

Сами по себе расходомеры не панацея, и контроль топлива требует комплексный подход. С опытом эксплуатации можно познакомится на одном из наших видео:

Владимир Фитенко
Директор по техническому развитию
Компания Overseer

Получить консультацию